Работа Федеральной антимонопольной службы обеспечивает свободную и честную конкуренцию для бизнесменов. Вмешательство антимонопольщиков помогает пресечь несправедливо установленные цены, наказать предпринимателей за навязчивую или оскорбительную рекламу, выявить случаи противозаконных сговоров. Нередки жалобы в ФАС на заказчика в сфере госконтрактов, когда не соблюдены правила проведения торгов.
Чтобы подать жалобу в антимонопольный орган, необходимо знать свои права и порядок взаимодействия с этой структурой. Мы расскажем, в каких случаях и каким образом можно обратиться в ФАС.
Жалоба в ФАС: виды жалоб
Обратиться в антимонопольные органы можно в разных ситуациях.
- Предложение. Любой гражданин нашей страны может направить рекомендацию, которая способна улучшить действующее законодательство, работу муниципальных органов, отдельные сферы государственной деятельности.
- Заявление. Этот документ помогает защитить права граждан, а также указать на недочеты в деятельности УФАС и его отдельных сотрудников.
- Жалоба. Список того, на что можно пожаловаться в ФАС, внушительный: участники госзакупок недовольны проведением торгов, бизнесмены выявили сговор конкурентов, клиенты получают навязчивые СМС или столкнулись с незаконно подключенными услугами. Эти нарушения закона послужат поводом для проверки.
Направить любое обращение можно в главное управление или в территориальный орган в письменном или электронном виде. На сайте госуслуг также предусмотрена возможность подачи заявления или жалобы в ФАС. Если вы авторизованы в системе, услуга будет доступна в списке нужного ведомства.
Какие жалобы рассматривает антимонопольный орган
Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль в конкретных законодательных сферах. Рассмотрим самые популярные обращения к антимонопольщикам и сроки рассмотрения жалоб в ФАС.
Нарушения антимонопольного законодательства
Их может выявить как сам орган ФАС в ходе проверки, так и на основании заявки от физического, юридического лица и СМИ. Срок рассмотрения заявления составляет до 90 дней. При обнаружении административных правонарушений будет возбуждено дело по соответствующей статье.
Дела, связанные с Федеральным законом «О рекламе»
Чаще всего жалобы в антимонопольную службу связаны с содержанием рекламы: потребители могут посчитать ее оскорбительной, а конкуренты – подрывающей репутацию. Также бывают нарушения, связанные с выбором способа распространения рекламы бизнесменами и брендами. Так, рассылка рекламных СМС-сообщений без согласия клиента, может быть наказана штрафом до 500 000 рублей. Срок рассмотрения подобных отправлений – до 60 дней.
Нарушения Градостроительного кодекса РФ
Споры с ФАС включают в себя градостроительную отрасль и нарушения ГрК РФ, например, самовольное строительство зданий и многоквартирных домов без соответствующего разрешения от муниципалитета, или возведение объектов, не соответствующих заявленной документации. Заявления рассматриваются центральным УФАС до 14 рабочих дней.
Жалоба в ФАС по 223-ФЗ и 44-ФЗ
В сфере государственных закупок нередки претензии, связанные с отклонением от регламента проведения торгов. Если участники заподозрили нечестное проведение аукциона, они могут подать жалобу в ФАС на действия заказчика, конкурентов или торговой площадки. Из-за того, что проведение госзакупок строго регламентировано, обращения рассматривают максимально быстро – в течение 5-7 рабочих дней с момента подачи.
Как добиться рассмотрения жалобы антимонопольным органом
Чтобы письменная подача жалобы в ФАС возымела нужный результат, важно убедиться, что в заявлении перечислены все сведения:
- название госоргана или ФИО и должность конкретного сотрудника;
- собственные данные – имя, фамилия, отчество при наличии;
- почтовый адрес для направления ответа;
- суть обращения;
- персональная подпись, дата.
При необходимости к письму прикладывают свидетельства, доказательства и другие материалы, подтверждающие ситуацию.
Если в документе допущена ошибка, заявление могут отклонить. Любое верно заполненное обращение обязаны зарегистрировать в течение 3 дней. Если ФАС определит, что требование находится не в их компетенции, его переадресуют в подходящий орган, о чем отправитель получит письменное уведомление по оставленному им адресу.
Что делать, если на вас поступила жалоба в Федеральную антимонопольную службу
Если вы обнаружили, что на вас подали жалобу в ФАС, срок обжалования составляет 3 месяца. Исключение – при нарушении антимонопольного законодательства рассматривают обращение в течение 1 месяца. Но если вы пропустили сроки по уважительной причине, то направив в суд ходатайство, можно все равно добиться рассмотрения дела.
Обжалование возможно в досудебном порядке или через арбитражный суд. Обжаловать можно ситуации, связанные с несоблюдением норм регистрации жалоб, ошибки в деятельности комиссии, вынесенные постановления, решения по заключенным договорам. Обратите внимание: если в ваш адрес вынесено судебное предписание, только обжалование в суде приостановит его действие.
Вывод
Когда права граждан и предпринимателей ущемлены, они обращаются в надзорный орган. Если нарушение связано с конкуренцией, то нужно подавать жалобу в антимонопольную службу. Взаимодействовать с ФАС сложно из-за нюансов действующего законодательства, а также из-за постоянно обновляющихся положений закона.
Если вы столкнулись с антимонопольными спорами, доверьте их разрешение профессиональным юристам – специалисты знают тонкости законодательной базы, обладают большим опытом в защите интересов своих доверителей и сделают все необходимое, чтобы ситуация разрешилась с максимальной пользой для вас.