Жалоба в ФАС: виды жалоб, сроки рассмотрения, способы обжалования

БЦ "Капитолий"
119311, Москва, пр-т Вернадского, 6

Ежедневно с 9:00 до 21:00

Заказать звонок

Жалоба в ФАС. Что делать, если ваши права нарушили или на вас пожаловались конкуренты

Работа Федеральной антимонопольной службы обеспечивает свободную и честную конкуренцию для бизнесменов. Вмешательство антимонопольщиков помогает пресечь несправедливо установленные цены, наказать предпринимателей за навязчивую или оскорбительную рекламу, выявить случаи противозаконных сговоров. Нередки жалобы в ФАС на заказчика в сфере госконтрактов, когда не соблюдены правила проведения торгов.

Чтобы подать жалобу в антимонопольный орган, необходимо знать свои права и порядок взаимодействия с этой структурой. Мы расскажем, в каких случаях и каким образом можно обратиться в ФАС.

ФАС

Жалоба в ФАС: виды жалоб

Обратиться в антимонопольные органы можно в разных ситуациях. 

  1. Предложение. Любой гражданин нашей страны может направить рекомендацию, которая способна улучшить действующее законодательство, работу муниципальных органов, отдельные сферы государственной деятельности.
  2. Заявление. Этот документ помогает защитить права граждан, а также указать на недочеты в деятельности УФАС и его отдельных сотрудников.
  3. Жалоба. Список того, на что можно пожаловаться в ФАС, внушительный: участники госзакупок недовольны проведением торгов, бизнесмены выявили сговор конкурентов, клиенты получают навязчивые СМС или столкнулись с незаконно подключенными услугами. Эти нарушения закона послужат поводом для проверки.

Направить любое обращение можно в главное управление или в территориальный орган в письменном или электронном виде. На сайте госуслуг также предусмотрена возможность подачи заявления или жалобы в ФАС. Если вы авторизованы в системе, услуга будет доступна в списке нужного ведомства.

Какие жалобы рассматривает антимонопольный орган

Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль в конкретных законодательных сферах. Рассмотрим самые популярные обращения к антимонопольщикам и сроки рассмотрения жалоб в ФАС.

Нарушения антимонопольного законодательства

Их может выявить как сам орган ФАС в ходе проверки, так и на основании заявки от физического, юридического лица и СМИ. Срок рассмотрения заявления составляет до 90 дней. При обнаружении административных правонарушений будет возбуждено дело по соответствующей статье. 

Дела, связанные с Федеральным законом «О рекламе»

Чаще всего жалобы в антимонопольную службу связаны с содержанием рекламы: потребители могут посчитать ее оскорбительной, а конкуренты – подрывающей репутацию. Также бывают нарушения, связанные с выбором способа распространения рекламы бизнесменами и брендами. Так, рассылка рекламных СМС-сообщений без согласия клиента, может быть наказана штрафом до 500 000 рублей. Срок рассмотрения подобных отправлений – до 60 дней.

Жалоба в ФАС

Нарушения Градостроительного кодекса РФ

Споры с ФАС включают в себя градостроительную отрасль и нарушения ГрК РФ, например, самовольное строительство зданий и многоквартирных домов без соответствующего разрешения от муниципалитета, или возведение объектов, не соответствующих заявленной документации. Заявления рассматриваются центральным УФАС до 14 рабочих дней.

Жалоба в ФАС по 223-ФЗ и 44-ФЗ

В сфере государственных закупок нередки претензии, связанные с отклонением от регламента проведения торгов. Если участники заподозрили нечестное проведение аукциона, они могут подать жалобу в ФАС на действия заказчика, конкурентов или торговой площадки. Из-за того, что проведение госзакупок строго регламентировано, обращения рассматривают максимально быстро – в течение 5-7 рабочих дней с момента подачи. 

Как добиться рассмотрения жалобы антимонопольным органом

Чтобы письменная подача жалобы в ФАС возымела нужный результат, важно убедиться, что в заявлении перечислены все сведения: 

  • название госоргана или ФИО и должность конкретного сотрудника;
  • собственные данные – имя, фамилия, отчество при наличии;
  • почтовый адрес для направления ответа;
  • суть обращения;
  • персональная подпись, дата.

При необходимости к письму прикладывают свидетельства, доказательства и другие материалы, подтверждающие ситуацию. 

Если в документе допущена ошибка, заявление могут отклонить. Любое верно заполненное обращение обязаны зарегистрировать в течение 3 дней. Если ФАС определит, что требование находится не в их компетенции, его переадресуют в подходящий орган, о чем отправитель получит письменное уведомление по оставленному им адресу.

Рассмотрение жалобы ФАС

Что делать, если на вас поступила жалоба в Федеральную антимонопольную службу

Если вы обнаружили, что на вас подали жалобу в ФАС, срок обжалования составляет 3 месяца. Исключение – при нарушении антимонопольного законодательства рассматривают обращение в течение 1 месяца. Но если вы пропустили сроки по уважительной причине, то направив в суд ходатайство, можно все равно добиться рассмотрения дела.

Обжалование возможно в досудебном порядке или через арбитражный суд. Обжаловать можно ситуации, связанные с несоблюдением норм регистрации жалоб, ошибки в деятельности комиссии, вынесенные постановления, решения по заключенным договорам. Обратите внимание: если в ваш адрес вынесено судебное предписание, только обжалование в суде приостановит его действие.

Вывод

Когда права граждан и предпринимателей ущемлены, они обращаются в надзорный орган. Если нарушение связано с конкуренцией, то нужно подавать жалобу в антимонопольную службу. Взаимодействовать с ФАС сложно из-за нюансов действующего законодательства, а также из-за постоянно обновляющихся положений закона.

Если вы столкнулись с антимонопольными спорами, доверьте их разрешение профессиональным юристам – специалисты знают тонкости законодательной базы, обладают большим опытом в защите интересов своих доверителей и сделают все необходимое, чтобы ситуация разрешилась с максимальной пользой для вас.

Остались вопросы?

Укажите Ваш телефон и имя, и мы свяжемся с Вами для консультации

Запишитесь на консультацию

Скоро мы свяжемся с Вами!

Отправляя сообщение, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных